Пора открывать Индию.
Sofiya

ЭТО ИНТЕРЕСНО


ПОРА ОТКРЫВАТЬ ИНДИЮ

Светлана Каменева (Пермь). 

     Часть 1. Парсийская колония Дадар

Фото автора.

В конце января 2004 года судьба подарила мне замечательную возможность стать участником 18 Международного конгресса по нетрадиционной медицине и духовным наукам ежегодно организуемого в Бомбее зороастрийским  колледжем. Отправляясь в Бомбей, я и не предполагала, что попаду на такой форум, просто планировала погостить несколько дней у своей знакомой парсийки доктора Махрукх Джоши. Доктор Махрукх очень уважаемый человек в парсийской колонии, она известный педиатр в Бомбее. Несмотря на свой преклонный возраст и отнюдь не отменное здоровье Махрукх продолжает активно работать, консультируя и принимая десятки пациентов в день. Махрукх давно мечтала побывать в России и летом 2002 года вместе со своими сестрами она приехала в нашу страну по турпутевке. Правда визит был недолгий – три дня в Москве и два в Санкт-Петербурге, но и за столь короткий срок ей удалось встретиться и познакомиться с представителями московской зороастрийской общины. И сейчас она с теплом вспоминала девушек из московской общины, которые посвятили ей день в Москве и сводили  в музей Пушкина. Если Бог даст здоровья,  Махрукх хотела бы еще раз приехать в Россию, посетить места связанные с арийской культурой – Аркаим  и страну городов. Она считает, что зороастрийцы должны устремиться на свою древнюю прародину, чтобы прочувствовать дух давно минувших эпох славного расцвета арийской цивилизации.

Дом Махрукх расположен в самом начале парсийской колонии. Это добротный 4-этажный каменный особняк с колоннами, построенный еще в 20-е годы XX века. Квартира Махрукх занимает весь второй этаж дома. Раньше семья Махрукх была многочисленной, но, как и многие молодые парсы, ее дети не захотели жить в Индии и уехали в Штаты. Сейчас Махрукх живет одна, но родственные связи очень сильны у парсов, каждый день в гостях бывает кто-нибудь из родственников,  одних племянниц и кузин столько, что имена всех и не упомнишь. Интересен и интерьер квартиры, кафельный пол с красивым орнаментом и основная мебель находятся здесь с момента постройки дома, за 80 с лишним лет никакая мебель из квартиры не выбрасывалась, а лишь добавлялись отдельные необходимые вещи. Так сейчас рядом с изысканным шкафом красного дерева соседствует деревянная кроватка для малыша до 3 лет. И хотя в такой кроватке нет необходимости (внуки Махрукх уже вышли из этого возраста и ни разу не были в Индии), но все что вошло когда-то в дом  тщательно и бережно сохраняется, а подобная эклектика стилей не вызывает диссонанса, ведь главное, чтобы к вещам относились с любовью.  Алтарь в доме Махрукх занимает центральное положение, на нем расположены фото всех знаменитых предков и родственников, многие из них были мобедами. Отец Махрукх – известная личность в парсийской колонии, сам, будучи мобедом, написал немало книг по богослужению, в середине жизни став полным вегетарианцем, он призывал парсов последовать его примеру, аргументируя на основании древних текстов, что в старину зороастрийцы были вегетарианцами. Над фотографиями предков возвышается большая икона Заратустры. Любопытно, что волосы у Заратустры светло-русого, соломенного цвета, да и лицо чисто европейское. Такие изображения светловолосого Заратустры встречались мне потом не раз в зороастрийском колледже и в домах других зороастрийцев. Перед алтарем днем и ночью горит маленькая настольная лампа, сделанная в форме свечи с эффектом пламени. Окна квартиры выходят на центральную улицу парсийской колонии, хотя на ночь мы не закрывали окон, а просто задергивали шторы – шума и гвалта улицы, этого неотъемлемого колорита Индии мы не слышали, в колонии царили мир и покой. Вся главная улица застроена особняками похожими на дом Махрукх, вдоль дороги растет много пальм, акаций и других круглогодично цветущих растений.  В парсийской колонии есть сады, парки отдыха, где по выходным играет духовой оркестр, проводятся вечера джазовой музыки.

Если рядовой индус попадет в парсийскую колонию из центральных, вечно грязных и шумных районов Бомбея, где вдоль дорог приютились лачуги-времянки, сооруженные наспех из картона, жести и чего попало, то бедняга вообразит себя вознесенным прямо в Гаро-Деману. Для меня до сих пор остается загадкой – каким образом лимитируется движение по улицам парсийской колонии? На въезде в колонию нет ни шлагбаумов, ни ограничительных знаков, но как только проезжаешь статую господина Махчержи Джоши (еще одного  знаменитого родственника нашей хозяйки), символизирующую начало парсийской колонии, как сразу ощущаешь, что поток машин стал в десяток раз меньше, и можно вздохнуть свободно. Очень радуют взгляд автомобили парсов, почти у всех на заднем стекле большой символ Ашо Фаруха. Когда несколько дней спустя мы ехали в зороастрийский колледж в Санджан за 280 км к северу от Бомбея, то неоднократно на сельских дорогах нам попадались автомобили с таким зороастрийским знаком, все дружно радовались – “наши едут”.  И еще немного на автомобильную тематику. Все машины днем и ночью мирно стоят у домов парсов без какой-либо сигнализации, хотя в большинстве своем это довольно дорогие импортные модели, которые в нищей Индии стоят просто фантастически. Парсы искренне удивлялись, когда слушали наши страшилки о том, что машину могут не просто угнать, но также снять колеса и вообще разобрать на запчасти, они просто не могли представить себе такого. Также легко, ни на минуту не задумываясь, они передают своих железных коней во временное пользование родственникам, друзьям, знакомым. Я представила, как такая передача выглядела бы в России, сколько слов было бы сказано “там не поцарапай”, “здесь не запачкай”, тут же совершенно спокойно – сбросил ключи от машины с балкона и, пользуйся, коль надо.

Особая атмосфера царит в парсийской колонии ранним утром. Начиная с 7 часов, к каждому дому поочередно подъезжают мальчики на велосипедах, одни развозят по квартирам газеты, другие – свежее молоко, третьи – горячий хлеб и лепешки, остальные – готовые блюда индийской кухни, пиццу, пирожные, мороженое и прочие деликатесы.  В это же время на улицы выходят мойщики машин.  Если лень одолеет парса, то он может несколько дней не выходить из дому, все продукты, что закажешь, будут доставлены на дом с неукоснительной точностью (редкой для Индии в целом). В целях экономии можно ограничиться хлебом и молоком, которые доставляются ежедневно во все дома без дополнительной оплаты за доставку. 

От первого дня в Бомбее осталось чувство неудовлетворенности, потому что не было времени погулять и подробнее рассмотреть храм огня парсийской колонии, нам показали его только из окна автомобиля, когда проезжали мимо. Конечно, мы знали, что вход вовнутрь разрешен только для парсов, но хотелось постоять у ограды, почувствовать особые вибрации. В дальнейшем, при поездке в Санджан мы были вознаграждены сполна, подъехав к пяти самым древним храмам огня Индии, в некоторых местах, пообщавшись с мобедами и погуляв в окрестностях  действующей дакмы, но об этом будет отдельная глава.

Часть 2. Конгресс по нетрадиционной медицине

Фото автора.

Вернемся же вновь к конгрессу. Сразу как мы приехали, Махрукх сказала, что время для визита выбрано очень удачно. В Бомбее с 30 января по 1 февраля  проходит ежегодный международный конгресс по нетрадиционной медицине. Главный организатор и идейный вдохновитель конгресса – президент зороастрийского колледжа профессор Мехер Мастер Мусс планирует также по окончанию конгресса свозить всех желающих в зороастрийский колледж. Конечно же, мы согласились участвовать в обоих мероприятиях. Утром следующего дня нас отвезли в русский культурный центр, где проходил конгресс. Дружба русского культурного центра и зороастрийского колледжа длится уже многие годы. Именно здесь ежегодно проводятся конгрессы по нетрадиционной медицине, различные презентации образовательных и благотворительных программ, организуемых колледжем. Жаль только, что русских участников на конгрессах и презентациях за всю их историю было считанные единицы, за исключением русского консула в Бомбее и директора культурного центра, которым по долгу службы приходится обращаться к собравшимся с приветственным словом.  В конгрессе 1996 года принимала участие Тамара Глоба, в 1995 году приезжал специалист по цигуну из Омска Анатолий Фирсов с показательным выступлением. Несколько лет активно участвовала в конгрессах Наталья Синх, русская женщина, вышедшая замуж за индуса из Бомбея. Наталья Синх является официальным представителем зороастрийского колледжа в России, но, как пожаловалась Мехер Мастер Мусс, в последние годы контакты с Натальей утеряны, она переехала из Москвы в Анапу и отошла от дел. В работе двух конгрессов (2000 года и в этот раз) принимал участие президент астрологического общества Заратуштри из Алма-Аты  - Борис Федотов. Борис написал и опубликовал в Казахстане (1997 г.) книгу  о Заратустре. Профессиональный журналист, он много пишет на духовную тематику и активно публикуется. Хотя лично я не совсем согласна с его методами исследования, он сильно полагается на информацию, получаемую контактерами и ясновидящими его группы, в итоге создаются зачастую необоснованные сенсации. Одна из них, что душа Заратустры воплотилась вновь в 1997 году в одной из стран, омываемых Тихим океаном, вызвала много дискуссий во время конгресса. Пожалуй, самым плодотворным и полезным гостем с территории бывшего СССР для зороастрийского колледжа  оказался Рустам Абдукамилов – президент зороастрийского анджомана в Узбекистане. Почти месяц прожил Рустам в зороастрийском колледже весной 2003 года, работая с литературой в обширной библиотеке колледжа, совместно с колледжем и учеными из Таджикистана он принял участие в подготовке к печати  Кхордех Авесты с транскрипцией русским шрифтом.

В конгрессе этого года приняло участие свыше 100 делегатов из разных стран мира. Среди зарубежных делегаций наиболее многочисленной оказалась группа из Тайваня (около 20 человек). Присутствовало 4 американца, несколько канадцев и англичан. Основная масса участников была из Индии, Шри-Ланки, Непала и Мозамбика. Отправляясь на первое заседание, настроена я была весьма скептически, вспоминались наши конференции подобного рода, где собирались “целители всея Руси”, экстрасенсы, контактеры и совсем невменяемые лица, объявлявшие себя воплощениями божеств. Конгресс по нетрадиционной медицине в Индии разительно отличался от подобных мероприятий в России. Это серьезный научный форум, основными докладчиками на котором выступают профессора, доктора наук, уважаемые мобеды, пандиды, ламы и католические священники. Организации конгресса могла бы позавидовать даже наша академия наук, большинство докладов было снабжено мультимедийными презентациями. Проводилась демонстрация работы компьютерных программ по диагностике заболеваний, обучающих программ по аккупунктуре и мантра-терапии. Темы докладов были самые разнообразные и охватывали широкий спектр нетрадиционной медицины: гомеопатия, магнетизм, лечение электро-магнитным полем, Кирлиан-фото, хатха и мантра йога, медитация, аккупунктура , лечение пирамидами, кристаллами и драгоценными камнями, медицинская астрология, гипноз и магия, лечебная косметология, философия васту и фэншуй,  рейки, суджок и древнеиндийская унани медицина. Трехдневная программа конгресса была составлена настолько плотно, что в последний день не отведено было даже время для обеда, чтобы все желающие успели выступить.

Фото автора.

Конечно, хотелось бы немного подробнее остановиться на тех разделах нетрадиционной медицины, которые получили наибольшее развитие у зороастрийцев.  Зороастрийский колледж имеет факультет альтернативной медицины. На факультете можно познакомиться с традициями китайской и тибетской народной медицины. Зороастрийский колледж регулярно проводит месячные курсы лекций для повышения квалификации специалистов по разным отраслям медицины. Названия курсов говорят за себя, вот некоторые из них: природные лекарства и травы, лечение драгоценными камнями и кристаллами, здоровье души и тела через контроль дыхания, аккупунктура, питание-витамины-минералы, Искадор-терапия для лечения рака, божественное исцеление. Еще раз хочу отметить, что все курсы ведут высококвалифицированные специалисты, имеющие многолетний опыт работы и исследований данного раздела медицины. Во время многочисленных встреч и общений с образованными и нередко высокопоставленными людьми в Индии не перестаешь удивляться их скромности и нежеланию выставлять себя напоказ. Проговорив несколько часов с человеком  на равных, когда собеседник живо интересуется бытом, духовными и культурными традициями России, только в конце разговора при обмене визитками узнаешь, что общался, например, с настоятелем кафедрального католического собора из Дели или почитаемым Римпоче из Сиккима. У нас же, увы, пока все наоборот. И мне искренне жаль своих друзей, которые выбрасывают по тысяче долларов за двухнедельные семинары новоявленного русского гуру-ясновидца в Москве, который обещает открыть им сверхспособности. Хочется сказать, ребята, за сумму почти вдвое меньшую вы сможете съездить в Индию на месяц-другой и поучиться у настоящих Мастеров. Пока такая возможность есть, нужно пользоваться. Кстати, зороастрийский колледж организует одно, двух и трехмесячные курсы для иностранцев по всем разделам нетрадиционной медицины с выдачей сертификата. В течение года проводятся 2-3 дневные и недельные семинары, касающиеся разных систем оздоровления, на этот год заявлено несколько семинаров по астрологии "Духовный прогресс через астрологию", "Астрология и система Кришнамурти", "Международные федерации астрологов и их деятельность", ежегодно проводится семинар "Основы маздаяснийской системы диагностики по 16 чакрам". Подытоживая свой рассказ о конгрессе, хотелось бы выразить надежду, что в следующем году русская делегация будет более многочисленной, ведь нам есть чему поучиться у бомбейских зороастрийцев. И им хотелось бы больше общаться со своими братьями и сестрами из России.

Часть 3. Зороастрийский колледж

Фото автора.

На следующий день после окончания конгресса была организована поездка в зороастрийский колледж. И хотя путь предстоял неблизкий, за день нужно было одолеть свыше 500 км по проселочным дорогам, из иностранных гостей и делегатов конгресса набралась солидная группа – свыше 30 человек. Туристическая компания парсийки Гулыптан Ирани безвозмездно выделила 5 джипов для организации поездки. Гулыптан – молодая энергичная и очень жизнерадостная женщина, владелица преуспевающей турфирмы в Бомбее, оказывает существенную помощь в организации и проведении всех мероприятий зороастрийского колледжа. Обычно именно она встречает всех гостей на вокзалах и в аэропорту, размещает их по гостиницам, обеспечивает транспорт для конференции и организует бесплатные экскурсии. Гульштан заинтересовалась возможностью поехать в Россию на зороастрийский конгресс, сказала, что с удовольствием возьмется за организацию подобной поездки среди парсов, вот только смущает холод. Я постаралась успокоить ее, сказав, что у нас летом погода такая же, как у них в январе, так что жить можно. Но если говорить серьезно, многие парсы хотели бы приехать на зороастрийский конгресс в Россию и готовы к такой поездке.

Итак, мы выехали рано утром на 5 джипах в Санджан, место, где высадились первые зороастриицы-беженцы из Ирана и где сейчас находится зороастрийский колледж. Нам несказанно повезло, мы вместе с Борисом из Казахстана оказались в джипе для почетных гостей, нашими попутчиками были очень почитаемый гуру из Тайваня со своим переводчиком, солидный ученый, директор компании по разработке новых видов энергии из Калифорнии и сама Мехер Мастер Мусс – президент зороастрийского колледжа. Путь предстоял долгий – 280 км, так что времени для общения было предостаточно.

О колоритной фигуре тайваньского учителя хотелось бы рассказать особо. На конгрессе мне удалось узнать о нем только то, что это высокочтимый буддийский лама, у которого свыше 2 миллионов последователей в Тайване, и что он возглавляет ассоциацию народной медицины «Сердце Будды», обладает уникальными ясновидческими способностями и сидхами. Главное, чему он обучает своих последователей – это погружаться в свои прошлые жизни, чтобы развязывать там кармические узлы и этим избавиться от страданий в нынешней жизни. Среди участников конгресса быстро прошел слух, что лама видит прошлые жизни, и к нему буквально было не подступиться, все хотели узнать о своем прошлом.

Мне запомнился один смешной эпизод. Я сидела недалеко от ламы и слышала, как один очень солидный и важный индус выспрашивал у него о своем прошлом. На ответ ламы, что в прошлой жизни этот важный господин был индийским генералом, индус не по летам резво запрыгал на месте с громкими радостными возгласами «Я так и знал! Я так и знал! Я всю жизнь помнил, как я воевал с Гитлером!» От этого даже ничем невозмутимый тайваньский гуру слегка оторопел и несмело спросил: «А причем тут Гитлер? Ведь он не был в Индии?!». Да и возраст индуса явно показывал, что воевать с Гитлером он мог разве что в 2-5 летнем возрасте и уже в этой жизни. Но индус не унимался и, уходя, все продолжал бормотать: «Все равно я воевал с Гитлером». Этот пример ярко показывает, что прежде чем спрашивать что-то, особенно у духовных наставников и учителей, мы должны обладать способностью услышать ответ и принять его, а не выдавать желаемое за действительное.

Оказавшись в одной машине с тайваньским гуру, оживился и Борис, он тоже стал расспрашивать о своем прошлом. Однако Мехер Мастер Мусс скоро пресекла все беседы личного плана и стала рассказывать нам о колледже и проблемах, которые стоят перед ней по благоустройству колледжа.

Фото с сайта www.indostan.ru

А проблем у колледжа на сегодняшний день оказалось немало. Добротное трехэтажное кирпичное здание колледжа было построено в начале 80-х годов, деньги на строительство выделил зороастрийский фонд Шаха Бехрама Бауга. И хотя колледж находится в очень живописном месте на берегу реки Санджан, буквально в 20 км от побережья Индийского океана, владеет несколькими гектарами земли и благоустроенным трехэтажным особняком, где есть электричество, холодная и горячая вода, телефон. Он оказался невостребованным зороастрийцами, и у него до сих пор нет хорошего, рачительного хозяина. Чем это вызвано? В большей степени той тенденцией, что зороастрийская молодежь не желает жить в Индии и, выучившись, сразу уезжает в Англию или США. Парсам в возрасте тяжело разрываться между своими домами и бизнесом в Бомбее, чтобы надолго приезжать в Санджан. К тому же, парсы среднего и старшего возраста весьма консервативны и многие с порицанием относятся к деятельности Мехер Мастер Мусс, которая ратует за объединение усилий всех духовных течений и конфессий, популяризирует идеи зороастризма среди иноверцев и проводит конгрессы по нетрадиционной медицине. В итоге забота о зороастрииском колледже целиком лежит на плечах Мехер Мастер Мусс и ее двух-трех ближайших помощницах пенсионного возраста. Конечно, им приходится нелегко. Мехер Мастер Мусс ведет активную общественную и благотворительную работу, она постоянно в разъездах, в течение года ей удается побывать в колледже не более двух недель. А хозяйство большое, само здание колледжа, а особенно библиотека с зороастрийскими книгами и текстами (начиная с XVII века), требуют постоянной заботы и внимания. Вот и болит сердце Мехер Мастер Мусс, что нет у нее толковых помощников. Уже многие годы обращается она с просьбой к гостям и участникам конгресса по нетрадицион­ной медицине, найти энтузиастов, готовых пожить и поработать в колледже, но откликнулись очень немногие и то, пожив месяц-другой, уехали. Несколько лет назад представители зороастрийской общины из Гамбурга и профессор Зигфрид Хемердинг хотели было взять постоянное шефство над колледжем, но услышав от местных жителей о том, что в 1983 году это место поражала сильнейшая эпидемия чумы, и где-то не­далеко захоронены ядерные отходы одного из индийских военных полигонов, гости из Германии довольно быстро уехали. Сейчас тайцы и корейцы подумывают отправить кого-нибудь из своей молодежи помочь колледжу и параллельно попрактиковаться в медитации в этом тихом и практически безлюдном (по индийским меркам) уголке. Вот только у них другие проблемы. Электричество в сельских районах Индии подают в дома не круглосуточно, а тайская молодежь и часа без Интернета прожить не может. Я думаю, что такие мелочи русского человека не смутят, мы уже привыкли и к плохой экологии, и к перебоям со светом и водой. Поэтому приглашаю всех желающих помочь колледжу, вам всегда там будут рады.

Пока Мехер Мастер Мусс рассказывала об истории колледжа, своих надеждах и планах на будущее, мы проезжали по необычайно красивой дороге. Отроги древнего Малабарского хребта делают местность около Бомбея причудливой и экзотичной. Кругом возвышаются скалы, которые чем-то сродни греческой Метеоре, но еще более ирреальны. На вершинах пальцев-столбов лежат громадные круглые камни, и кажется, что древние богатыри легендарной Махабхараты, играючи, водрузили их сюда. Когда мы еще ехали по Бомбею, тайваньский гуру «высоко» оценил индийские дороги, сказав, что на Тайване в любом лесу дорога лучше, чем здесь. Я про себя посмеялась, подумав, как бы он оценил наши русские дороги. Дальше, когда джипы выехали на проселочную грунтовую дорогу, тайцам пришлось совсем не сладко.

Фото автора.

Первая остановка на отдых и обед была на берегу океана в небольшом курортном городе Дану. Этот городок славен своей зороастрийской историей, основное население его – парсы, занимающиеся сельским хозяйством. Вокруг раскинулись плантации манго, лучшими поставщиками манго на индийский рынок считаются несколько парсийских кланов именно из этой местности. Многие парсы из Бомбея имеют в Дану небольшие коттеджи типа наших дач, куда выезжают всей семьей на выходные. Правда, на взгляд русского человека, отдых их при таких неисчерпаемых природных ресурсах выглядит как-то скучно и вяло. На своих участках они никакие манго, киви, авогадо не выращивают, в океане практически не купаются (возможно, от индусов к парсам перешло трепетно-уважительное отношение к океану), а просто прогуливаются по берегу или сидят в воде. Так же и большинство гостиниц Дану заполняется лишь на выходные и пустует всю рабочую неделю. Индия – страна, где перекрещивается множество различных климатических зон, в которые вкраплены маленькие оазисы с микроклиматом. Именно такой благоприятной зоной с микроклиматом оказался район Дану-Санджан, здесь практически круглый год температура 25-28 градусов, никогда не бывает 40-50-градусной жары, как в Бомбее. Невольно позавидуешь чутью беженцев из Ирана, которые высадились здесь в 751 году.

Мы остановились на обед в отеле Гульштан Ирани в Дану. Тайцев буквально выносили из джипов, бодро держался только гуру и еще 2-3 человека из их делегации. Дорога тяжело далась и Борису, поэтому он отказался от обеда. После обеда ко мне подошел пожилой таец и, показывая на Бориса, спросил: «Наверное, этот господин – великий йог, раз он отказался от такого роскошного бесплатного обеда?» Я объяснила, что господин – не йог, а боится за свое здоровье, что после столь изысканного обеда оставшиеся сто километров просто не одолеет. Таец сочувственно покивал головой и предложил свою помощь по диагностике и мануальной терапии. Проведя рукой вдоль позвоночника Бориса, не касаясь его, целитель сказал, что проблем у него много, главное – смещен шейный позвонок, из-за чего энергия по телу распределяется неправильно и страдают другие органы. Борис подтвердил, что в детстве в драке его ударили по шее железным прутом и согласился со всеми остальными диагнозами. На просьбу Бориса полечить хотя бы шею, таец ответил, что если организм запущен, то разовые усилия целителя, будь он даже экстра-класса, не помогут, человек сам целенаправленно должен заняться своим здоровьем. Только когда он осознает в себе силу и желание исцелиться сам, тогда можно обращаться за помощью к лекарю.

Дальнейшая дорога от Дану до Санджана была наполнена легендами первых парсов-поселенцев этой местности. Мы останавливались у трех действующих храмов огня и проехали несколько уже недействующих храмов старинной постройки, посетили действующую дакму в одном парсийском поселке. Но об этом речь пойдет в следующей главе. Уже под вечер мы въехали в Санджан. Город встретил нас памятной колонной в честь высадки здесь первых зороастрийцев из Ирана в 751 году. Спустя 20 минут мы уже были в зороастрийском колледже. Санджан, по индийским меркам, маленький городок на берегу океана, но вместе с тем имеет собственный железнодорожный вокзал и прямое сообщение с Бомбеем и Дели. Зороастрийский колледж находится в 10-15 км от центра города, местность там слабо заселенная, вокруг пальмы, тишина и покой. Мы остановились на пороге здания колледжа, и Мехер Мастер Мусс рассказала, что при постройке колледжа были учтены все знания древней арийской архитектуры. Земля была куплена летом 1980 года, но начало строительства отложили до зимы. Ждали важной даты – 26 декабря, дня, когда первый солнечный луч указывает на прохождение магнитного меридиана Земли, именно по нему и определили расположение здания, крыльцо точно соответствует линии падения луча.

Здание построено с учетом правила золотого сечения и каждый из трех этажей соответствует определенному плану бытия и имеет свой цвет. Первый этаж – столовая и хозяйственные помещения – символизирует собой мир физический, стены здесь окрашены в красный цвет. Второй этаж – это библиотека, которая олицетворяет собой ментальный уровень, здесь господствует желтый цвет. Третий этаж – комната для размышлений и медитации – синий цвет. И четвертый этаж – это крыша, огороженная невысоким балконом, соответствует белому цвету и слиянию с Ахура Маздой. Именно на крышу поднялись мы на закате для совместной молитвы. Мехер Мастер Мусс сказала, что когда зороастрийцы живут в колледже, то ежедневно здесь, на четвертом этаже, символизирующем слияние с Абсолютом, они встречают с молитвами восход и закат, а также в течение дня выполняют некоторый комплекс физических упражнений и дыхательных практик. У парсов большое внимание уделяется дыханию, причем они считают, что их дыхательные практики, сохранившиеся еще от предков-арийцев, более эффективны, чем индийская пранаяма. Дыхательные практики используются зороастрийцами и для мистических опытов, ведь определенный ритм и система дыхания позволяют осознать божественное присутствие в нашем мире.

Фото автора.

После осмотра колледжа мы совершили небольшую прогулку по парку. Ученый из Калифорнии профессор Альберт Санчес (наш сосед по джипу) просил показать ему очистные сооружения, построенные для колледжа известным биофизиком из Казахстана профессором В.М.Инюшиным. Когда мы еще стояли на пороге колледжа и слушали рассказ Мехер Мастер Мусс о закладке здания, Борис дергал меня за рукав и спрашивал: «Слышишь колокольный звон? Здесь, наверное, где-то рядом православный храм». Такая бредовая идея не могла прийти мне в голову даже после утомительного дня тряски по индийским дорогам, но колокольный звон был чисто наш – русский. Когда же мы пошли осматривать очистные сооружения и спустились к реке Санджан, то стало ясно, откуда шел столь мелодичный и близкий сердцу звук. На другом берегу реки была установлена целая конструкция из небольших колоколов, которые в строго определенное время, когда наполнялся резервуар с водой, начинали свой перезвон. Таким образом, действовала сложная система очистки воды, включающая в себя и электромагнитное воздействие, и действие речных микроорганизмов, и звуки колокольного звона.

Конечно, за несколько часов пребывания не узнаешь всех секретов и древних премудростей, которые хранит в себе зороастрийский колледж. Но здесь заложен огромный пласт древних знаний, который не открыт еще человечеству. Жаль только, что такие хорошие идеи и начинания не нашли отклика в среде самих парсов. Больно смотреть на книги библиотеки. Хотя самые ценные экземпляры хранятся в железных сейфах, но множество других книг и журналов по зороастризму беспорядочно навалены на столах и подоконниках, где они пылятся и выгорают. Мехер Мастер Мусс бессильно разводит руками: что делать, за всем не уследишь, ведь у нас даже элементарно нет людей, кто мог бы протереть все стеллажи от пыли, вымыть пол и рассортировать книги. Помощницы Мехер Мастер Мусс преклонного возраста, да и не привыкли парсы к физической работе, дома у всех есть слуги. В колледже тоже есть слуги, но они скорее выполняют роль сторожей, живут в небольшой пристройке к зданию, охраняют дом и парк. Когда нет хозяев, входить в здание колледжа им запрещается, до библиотеки их вообще не допускают. Хозяева же приезжают второпях и ненадолго, а уникальные книги продолжают покрываться пылью и желтеть. Было бы замечательно поехать в колледж целой группой. Как сказала Мехер Мастер Мусс, на сегодняшний день там может разместиться человек 12-15. На каждом из трех этажей есть спальни, где стоят кровати и можно расположиться по собственному желанию, хоть в мире физическом, хоть в ментальном, хоть в будхическом. Вместе и работа легче ладится и есть надежда сделать для колледжа что-то существенное.

Похоже, что сельское хозяйство Индии не развивалось со времен первого человека Ману. На бедных крестьян на полях просто жалко смотреть, как они орудуют почти первобытными инструментами или пашут на волах деревянной сохой. В парке колледжа мы увидели аналогичную картину. Согнувшись в три погибели, двое слуг вскапывали небольшую грядку, работая чем-то типа смеси нашей кирки и окучника с короткой рукояткой. Борис в сердцах воскликнул: «Да в Индии элементарных лопат нет! В следующий раз надо привезти хоть пару лопат и научить их копать!».

Колледж имеет большой участок земли в несколько гектаров, но он ничем не засажен, вокруг только дикорастущий кустарник и пальмы. Разве что у входа вскопано несколько грядок, где высажены розы и другие цветы. Многие мои знакомые в России мечтают пожить в общине в уединенной сельской местности, некоторые даже покупали дома в глухих деревнях, желая воплотить мечту в реальность. Однако все в итоге выливалось в летний дачный вариант, немногие выдержали суровые снежные зимы в общине, отрезанными от цивилизации. Да и элементарные вопросы, как прокормить себя, сохранить тепло в жилище, не конфликтовать с деревенскими, вечно пьяными мужиками, поставили в тупик не одного искателя нирваны. В Индии – всё намного проще, есть пустующий благоустроенный особняк, несколько гектаров земли, райский климат, дающий четыре урожая в год, абсолютно трезвое местное население (индуизм запрещает употребление алкоголя). Идеальный вариант для отработки модели создания сельскохозяйственной общины. Почему бы не попробовать? Невольно вспоминаются пророчества К.Э.Циолковского из книги «Будущее земли и человечества», где он описывает «широкий фронт многомиллионных добровольных трудовых армий, которые наносят основной массированный удар на хозяйственное освоение экваториальной области земли». Интересно, что книга, прежде всего предназначенная для русского читателя, подробно описывает детали борьбы с экваториальными стихиями. Циолковский разработал даже схемы приборов для истребления дикой тропической флоры и рекомендации по культивации почвы. Знал великий мыслитель, куда отправить своих соотечественников. Может, уже пришла пора воплощать его теорию в жизнь?

Часть 4. Храмы огня и дакмы.

Фото автора.

Как было сказано ранее, по пути от Дану до Санджана мы осмотрели три действующих храма огня. Увы, внутрь нас не пустили, и мы вынуждены были лицезреть только внешние фасады зданий. Как рассказывала Мехер Мастер Мусс, отцы-основатели парсийской общины высадились на побережье Гуджарата на Западе Индии примерно в 751 году. До этого парсы провели некоторое время на острове Див. Местный раджа долго не хотел пускать парсов в Индию, и разрешил им поселиться на морском побережье только при одном условии, что они не будут обращать местных жителей в свою веру и пропагандировать среди них свой образ жизни.  Именно тогда, как говорят зороастрийцы, и было принято решение – не пускать иноверцев и чужеземцев в парсийские храмы. Говоря это, они как бы оправдываются, что традиция очень прочная и нарушать ее нельзя даже сейчас. Над храмами в Бомбее висит табличка “вход только для парсов”. Хотя теперь опасность миссионерской деятельности со стороны парсов миновала, и сотни туристов добровольно рвутся приобщиться к их духовной культуре. И если Бомбей, еще держится старых запретов, то в анджомане Дели, все выглядит иначе. Днем там, как и положено, вход иностранцам строго воспрещен, у входа в анджоман сидит злобный дедушка с палкой и чехвостит всех иностранцев. Нам однажды пришлось встречаться на улице с сотрудницей анджомана, – дедок нас даже на порог не пустил. Но, оказывается, вечером ситуация меняется коренным образом, именно в парсийском анджомане Дели каждый вечер устраиваются концерты классического индийского танца для иностранцев (правда с другого входа, но попадаешь в то же помещение). Так что запреты запретами, а бизнес бизнесом, и предприимчивые парсы Дели зарабатывают на этих концертах неплохие деньги.

Но вернемся к храмам Гуджарата. Первый храм огня, у которого мы остановились, честно сказать не произвел особого впечатления. Он и на храм то, был не похож. За красивой оградой с колоннами, украшенными каменными чашами с огнем, стоял симпатичный одноэтажный дом с черепичной крышей. Единственно, что бросалось в глаза, это чистота самого храма и территории к нему прилегающей. Чувствовалась заботливая рука хозяина, во внутреннем дворике цвели тропические кустарники и розы. Вообще, начиная с Дану, можно было вздохнуть свободнее, все парсийские поселки и города были гораздо чище индийских. Мехер Мастер Мусс продолжала рассказывать историю переселенцев. Парсы быстро выучились говорить на гуджарати как на родном языке, переняли гуджаратскую письменность. Со временем парсы стали носить индийскую одежду, хотя с небольшими отличиями. Жрецы продолжали одеваться во все белое, носили на голове белые тюрбаны, миряне тоже надевали белые одежды, но преимущественно во время религиозных церемоний. Женщины стали носить цветные сари, но головы прикрывали платком и дома, и на улице. По мере того, как колония в Дану и Санджане процветала, группы мирян стали ее покидать и селиться в других небольших городах, преимущественно вдоль побережья. Когда зороастрийское население в этих местах увеличивалось, они обращались в Санджан с просьбой прислать священнослужителей для их общины. Затем, жрецы поделились на местные ассоциации, каждая из которых имела свой совет и самостоятельно управляла своими делами, но все равно все они были связаны со своим первоначальным поселением Санджан. Ведь именно там находился священный огонь Аташ-Бахрам, пепел которого был необходим для обрядов очищения, да и сам огонь Санджана с первых дней своего существования был местом постоянного паломничества. Санджанский огонь Аташ-Бехрам был единственным священным огнем у парсов Индии в течение почти 800 лет!  Парсам в Индии жилось несладко, сначала их притесняли индусы, в 13 веке в Гуджарате был установлен мусульманский султанат, в 15 веке эти плодородные земли захватили португальцы. Как считают сами парсы, захват Гуджарата императором Акбаром в 1572 году положил начало к процветанию общины парсов. Известно, что Акбар интересовался религиями, он расспрашивал парсов про их веру, и парсы отправили ко двору Моголов ученого жреца Мехерджи Рана. Вот как пишет об этом мусульманский историк: «Огнепоклонники тоже пришли ко двору Акбара и доказали его величеству истину учения Зороастра, они назвали зороастризм великим культом и произвели на императора такое хорошее впечатление, что, разузнав их религиозные обычаи и обряды парсов, Акбар приказал, чтобы священный огонь поддерживался при дворе днем и ночью по обычаю древних персидских царей». Акбар отменил подушный налог, который должны были платить парсы индийскому радже и даровал всем свободу вероисповедания. Благодарные парсы пожаловали ученому жрецу Мехерджи Рана и его потомкам на вечные времена должность верховного жреца или великого Дастура. И до сего дня анджоманом Санджана руководит дастур из рода Мехерджи Рана. С этого времени письменные архивы парсов становятся более общирными, они включают не только исторические летописи, но и юридические документы, и храмовые записи. Все эти документы вместе с надписями на парсийских дакмах и храмах огня были собраны в 19 веке в отдельную книгу, которая называется Парси Пракаш – “Парсийское сияние”, и парсы очень гордятся этим письменным источником по истории своей общины.

Фото автора.

Фото автора.

Фото автора.

Вернемся к нашей поездке. Два следующих храма огня, у которых мы останавливались, были очень похожи друг на друга. Современная архитектура, арка над входом, украшенная символом Фраваши. Разве что здания за забором были уже двухэтажные, под той же красивой черепичной крышей. У одного из храмов колонны украшали капители в форме знаменитых быков Персеполиса, как с гордостью сказали парсы – память по утраченной родине. Хотя постройки, которые мы видели, все были современными, Мехер Мастер Мусс сказала, что именно на этих местах всегда стояли храмы огня Гуджарата с 12 века, просто здания постоянно обновляются, но огонь в них никогда не угасал. Увы, из самих храмов к нам никто не вышел, была самая жаркая часть дня и видимо местные зороастрийцы ушли на сиесту. Чтобы как-то сгладить разочарование всех иностранцев, Мехер Мастер Мусс толкнула нам целую речь про храмы огня: «Наши друзья, которые не являются зороастрийцами, часто недоумевают, видя вывески на стенах храмов огня в Индии, гласящие “вход только для парсов”. “Есть ли какая-нибудь реальная духовная причина для этого?” – часто спрашивают они нас. Храм огня – это место очень высокого качества утонченных духовных вибраций, которые очень мощны. Эти вибрации могут нанести сильный удар по ауре, физическому телу, мозгу и душе любого неподготовленного человека внутри или в окрестностях храма огня. По этим причинам вход ограничен. Не только незороастрийцы лишены возможности войти, но даже мы, последователи этого учения, не имеем права входить в центральную часть внутри строения. Храмовые постройки всегда состоят из 3 частей. В центре находится комната, покрытая куполом, внутри которой горит священный огонь. Вокруг этой комнаты расположены другие залы, в которых стоят и молятся священники, выполняющие церемонии. Эти залы обычно окружают веранды и длинные коридоры, имеющие входы со всех четырех сторон строения, в них молятся остальные зороастрийцы.  Кто же все-таки имеет право войти в храм? Это, прежде всего, зависит от степени чистоты вибраций человека в целом: души-ума-ауры-тела. В центральную комнату могут войти только священники полной квалификации (Навар или Матаб), кто благодаря своей чистоте имеет высшее положение, приблизившись к знаниям Бушнума. Любой другой зороастрийский священник (кто не имеет степени очищения соответствующей Бушнуму) не может войти туда. В центр также позволяется входить некоторым отшельникам “бехдинам”, которые не принадлежат к классу священослужителей. В серединных помещениях молятся обычные священники и зороастрийские “бехдины”, которые выполняют ритуальную церемонию очищения кушти перед тем как войти в Храм Огня. Войти в храм можно, только приведя организм в определенное состояние. Даже мы, зороастрийские женщины, не посещаем храм во время менструаций, так как в эти дни уровень духовной чистоты наших тела-ауры-ума-души не соответствует требованиям, позволяющим войти в храм. Та степень чистоты вибраций, которая существует внутри храма, может быть нарушена, если мы войдем в такие дни, чем будет оказана услуга темным. Таким образом, я думаю, вам стало понятно, почему незороастрийцы, т.е. люди, которые не прошли через обряд посвящения, не носят судреха и кушти, а главным образом, те, кто не имеет необходимого уровня очищенности тела-ауры-ума-души, не допускаются в храм огня. Уровень их вибраций такой, что очень сильные и мощные энергии, циркулирующие внутри храма огня, могут действительно своей силой расстроить нервную систему и секрецию желез неподготовленного человека, так как его аура не имеет необходимой защиты. Примером может служить немецкий профессор Зигфрид Хемердинг, посетивший Бомбей в сентябре 1988 года. Так как он не мог попасть в храм огня, он решил посетить занятия в школе для парсийских юношей, готовящихся стать священниками. Небольшая часть Ясны – одна из литургических церемоний с чтением авестийских мантр и выполнением ритуальных действ – была исполнена в его присутствии. Будучи чувствительным человеком, он смог ощутить мощное воздействие слога “А-ш”, усиливающего авестийские мантры. Через несколько минут профессор поднялся со стула, попросил остановиться священника, читающего мантры, и удалился в самый дальний конец комнаты. Он рассказал позже, что в тот момент испытал ужасный дискомфорт, его тело онемело, и он понял, что все его органы чувств поражены вибрациями мантры. Он никак не мог сопротивляться этой силе и чуть не потерял сознание.  Этот пример дает прекрасную иллюстрацию того, что храм огня чем-то схож с ядерным реактором. Туда, где работают с атомной энергией, не все люди могут войти. Ученые, которые работают там и могут входить в радиоактивные зоны имеют специальную защитную одежду, иначе сильные излучения внутри помещения будут неблагоприятно воздействовать на них. Поэтому, если кому-то дается специальное разрешение на вход, он также должен надеть защитную специальную одежду и покрыть чем-нибудь нос и рот. Я надеюсь, что после моего рассказа, наши друзья-иностранцы имеют возможность лучше понять, почему им не позволяется входить внутрь храма огня». Что ж, нам оставалось только довольствоваться такими речами-успокоениями Мехер Мастер Мусс.

Фото автора.

После осмотра храмов огня наш путь долго шел от побережья по проселочным дорогам к действующей дакме. Путешествие по узким сельским дорожкам Индии имеет свое очарование. Ощущение, что выехал на сафари, со всех сторон к дороге примыкает буйная тропическая растительность, пальмы ветками нередко царапают по джипу, вокруг высокая пампасная трава. Такие идиллические картинки джунглей то и дело перемежаются пересечением убогих индусских поселений, где всякая живность (коровы, овцы, свиньи, собаки, куры, да и местные исхудавшие аборигены), визжа и извиваясь, выскакивает прямо из под колес машины. У деревенских жителей Индии есть дурная привычка, сидеть и лежать прямо посреди проезжей дороги, можно предположить, что жизнь им уже так осточертела, что они выжидают редкий транспорт, который Бог весть, когда пойдет через их дыру, чтобы был шанс распрощаться с этим существованием. Итак, мы колесили мимо лачуг и пальм около 2 часов, пока Мехер Мастер Мусс не сказала, что мы где-то запутались (видимо и она сама не часто посещает дакмы). Еще около часа мы искали местного проводника, который мог бы показать нам правильную дорогу, и только часов через пять благополучно доехали до места. Хотя мое личное отношение – лучше бы мы туда вообще не ездили. Не успели открыть дверцы машины, как удушающий запах мертвечины ударил в нос. Это главная действующая дакма Санджана и прилегающего округа, куда ежедневно привозятся десятки трупов. Работники дакмы обрадовали нас, сказали, что ни трупов, ни грифов мы уже сегодня не увидим. Мы приехали далеко за полдень, а трупы привозят рано утром, почти на рассвете. Сначала их разделывают на специальном камне, который стоит прямо у дороги, по очереди, один за другим, выпотрашивают внутренности, чтобы птичкам было легче и вкуснее отобедать. Отсюда и запах, который мы ощутили, так как камень расположен очень близко от стоянки машин, чтоб родственникам умершего далеко не нести труп. Родственники доносят труп до этого камня, прощаются с умершим и спокойно уезжают, что происходит дальше, их уже не сильно тревожит. Единственно, сильно набожные парсы, потом звонят смотрителям дакмы и спрашивают, как там грифы поклевали его дорогого умершего, считается, что человек был праведником, если грифы начнут им лакомиться с глаз. Сама дакма находится в глубине небольшой рощи, на расстоянии примерно 200 метров от “разделочного” камня. Дакма – это круглое, каменное, довольно высокое сооружение, с двух сторон каменные лестницы, которые ведут наверх, по ним поднимаются служители и сбрасывают тела внутрь.  Желания подняться по лестницам и полюбопытствовать, что там сверху ни у кого из экскурсантов не возникло. Запах у дакмы был слабее, чем у “разделочного” камня, видимо сказывалась изоляция толстых каменных стен, но лестницы ведущие наверх были покрыты зеленой плесенью, и на ступеньках кое-где были лужи малопривлекательной жидкости. Всем было интересно, где же грифы, участники нескончаемого 5-ти звездочного банкета? Нам ответили, что сегодня господа грифы уже накушались, было 20 трупов, и больше уже не пожалуют, до следующей порции утром. Осмотр дакмы закончился довольно быстро, все хотели поскорее уехать из этого зловонного места, однако Мехер Мастер Мусс сводила нас еще на экскурсию в домик служителей дакмы. Дом оказался, как и все у парсов, очень чистым и уютным, да и сами разделыватели трупов вовсе не показались нам кровожадными злодеями и силачами-гигантами. Это были худощавые, сухопарые мужчины, которые несколько робели в присутствии Мехер Мастер Мусс и других высокопоставленных парсов, ведь они считались низшей кастой у парсов, оскверненными работой с трупами. Мехер Мастер Мусс не преминула рассказать нам целую лекцию про дакмы: «В зороастрийской религии после смерти человека церемонии продолжаются в течение нескольких дней и ночей. Подобные церемонии состоят из 4 частей. Первая часть – церемония помещения умершего внутрь “башни тишины”, которая называется дакма. Она совершается исключительно в дневные часы, сразу, как только возможно, но не ранее 24 часов после смерти. Как описано в Вендидате, при исполнении этой церемонии должны использоваться только природные методы. Главный метод погребения хранится в космических законах Ахура Мазды. При нем земля, вода, воздух и огонь не оскверняются, и таким образом всё сохраняется экологически чистым. При захоронении труп оскверняет землю, при сбрасывании в море или реку оскверняется вода, при кремации одновременно оскверняются воздух и огонь. При этом появляются бактерии, микробы, а также болезненные и вредные вибрации. Поэтому дакма – это лучший и наиболее естественный метод захоронения в соответствии с повиновением законам Бога. В Иране бывает такая неимоверная жара и сухое лето, что даже некоторые части горных массивов выветриваются и осыпаются. Солнечная энергия днем очищает и высушивает труп, который находится внутри дакмы  – каменного помещения без потолка. В тропических странах с влажным климатом Бог сотворил специальных  птиц, питающихся падалью, и дал им задание – хранить нашу планету чистой, а также быстро и естественно удалять разлагающиеся останки. Таким образом, грифы являются большими врагами ангро-манью и всех темных сил, они выполняют свою, данную Богом миссию сохранения чистоты земли и помогают быстро удалить мясо с костей, чтобы солнце могло обелить кости и разложить их на соль и удобрения, останки, не склеванные птицами, также становятся удобрением для земли».

Часть 5. Пророчества дастура Юстата Бехрамшаха.

Слава парсийского Нострадамуса без сомнения принадлежит дастуру Юстату  Бехрамшаху Науроджи Шрофу жившему в середине XIX века. Этот человек почитается парсами как знаменитый мистик и врачеватель. В зрелом возрасте он совершил паломничество в Иран, где в течение нескольких лет жил отшельником в пещере на склоне вулкана Демаванд, здесь он получил просветление и дар пророчества. Затем, вернувшись в Бомбей, он прожил до глубокой старости, наставляя парсов на путь истины и богопознания. Скончался Юстат Бехрамшах в 1881 году, но остались рукописи его предсказаний. Сначала они публиковались в еженедельном парсийском журнале “Аваза”  на протяжении 1947-1973 годов, а затем в канун столетия со дня ухода мастера были изданы отдельной книгой «Жизнь и пророчества Юстата Сахиба Бехрамшаха Науроджи Штофа», опубликованной в 1981 году издательством Маздаясни в Бомбее. По моей просьбе друзья зороастрийцы сделали ксерокопии тех страниц книги, где содержатся прогнозы мирового значения. Я их перевела и предлагаю вашему вниманию, однако заметьте, что книга опубликована в 1981 году и многое актуально с позиции того времени, хотя и небезынтересно сейчас.

Дастур Юстат Бехрамшах оставил нам очень много уникальных предсказаний о нынешнем и будущем столетиях, часть из которых уже сбылась. Он точно предсказал, кто будут его последователями в течение первых двух десятилетий этого века, а именно, что Абид Сахеб-э-Дилан из Димаванд Ках будет его лучшим учеником. Именно им предсказано появление Шаха Бехрама Вазаванда Сахиба – Принца мира в конце ХХ века. Гораздо позднее Джехангиржи Чинивала опубликовал некоторые из этих предсказаний. Из них мы узнаем, что Принц мира должен был родиться в Индии в маленькой деревне недалеко от Бхаруч в период с 1941 по 1947 годы. Его миссия заключается в том, чтобы принести мир на землю и предотвратить ужасную войну, которая может разразиться в конце XX - начале XXI веков. Согласно предсказаниям Юстата Бехрамшаха  высокие духи Абид Сахибы, объединяя все четыре Зхурумы в природе, также упорно работают над тем, чтобы предотвратить эту ужасную войну. Высокие духи живут в скрытых от человека местах. Духи, покровительствующие христианскому миру, имеют свой “пост” в Пиренеях. Когда угроза третьей мировой войны станет особенно сильна, эти духи выйдут к людям и открыто будут предупреждать человечество о грозящей опасности, но их предупреждения, скорее всего, останутся без внимания. Внук Резы Шаха Рехлеви никогда не станет шахом Ирана. Его сын (т.е. Шах Мухамед Шапур) будет последним шахом, и он попытается восстановить величие древнего зороастрийского Ирана и возродит зороастризм в Иране. В это время поднимутся темные силы, олицетворением которых  будет Муслим Мауланас, который попытается захватить власть над Ираном и всем исламским миром. Но тогда Россия возьмет под контроль Иран, и это будет единственный способ, с помощью которого влияние Муслима Мауланаса будет ослаблено. Только после этого зороастрийская религия сможет снова вернуться в Иран. Эти предсказания были сделаны более ста лет назад и только теперь мы можем оценить их правильность, видя, как развиваются события в Иране. Далее в предсказаниях говорится: третья мировая война начнется после того, как Россия установит контроль над Ираном. Она начнется в Европе, и большая часть Европы будет уничтожена. Последним монархом Англии будет королева, ее сын никогда не станет королем Англии. Большая часть Британских островов погрузится на дно океана. Это будет великим потрясением для Европы. Париж, Женева, Рим будут уничтожены, как и большая часть Западной Европы. Природа, сотворившая этих людей с преобладающими материальными ценностями, уничтожит их сама. Тогда люди возненавидят науку, принесшую им столь ужасные разрушения. Все будут несчастны. Только одна десятая населения будет вполне счастлива и удостоена великой чести. Потому что с этой десятой частью будет сам Шах Бехрам Вазаванд создавать новый мир, основанный на приоритете духовных ценностей.

Юстат Бехрамшах также предсказывал, что в течение последних двух десятилетий XX века ужасные эпидемии (вабаи) вспыхнут на земле. От страшных заболеваний будут страдать люди в этот период. Первыми придут Вабаи-э-Наджул – болезни, такие как церебральный паралич, полиомиелит, разные формы гриппа. После этого будут Вабаи-э-Мах – это болезни, передающиеся посредством воды, такие как тиф, холера, дизентерия и другие. Затем приходят Вабаи-э-Тафун – эпидемии болезней, при которых у человека появляются язвы и опухоли, такие как рак. Затем будут Вабаи-э-Эрд – заболевания передающиеся по воздуху. Это различные виды духовных одержаний. Последними придут Вабаи-э-Атеш – ужасные эпидемии, вызывающие сильный жар, возникающие в результате жесткого излучения. Тела людей будут страдать от невыносимого жара, все будут стремиться прыгнуть в моря, реки и озера, но даже вода на Земле будет загрязнена. Жара будет как в кипящем котле, и изменятся рельефы Земли. Люди будут говорить, что солнце подошло ближе к Земле, но в действительности защитный слой атмосферы Земли будет пробит, и все виды вредных излучений будут устремляться на Землю. “Третья мировая война будет, скорее всего, войной огненных вибраций” – говорил Юстат Бехрамшах.

Человек, который прежде станет известен по всей Индии своими духовными силами, будет признан в Европе в 1999-2001 годах. С этого времени Великие Духи и души святых всех других четырех религий: индуизма, мусульманства, буддизма и христианства объединят свои усилия и будут осуществлять предначертанную для них работу по развитию светлого начала в природе и людях.  Эти святые души будут почитать, уважать и повиноваться Шаху Бехраму Вазаванду – духовному принцу мира и он будет руководить ими и помогать восстанавливать чистоту их собственных религий. Он изгонит “дэвов” (духовную нечистоту и не соблюдающих божественные законы) из каждой из пяти религий и, таким образом, поможет великим душам других четырех религий выполнять свою работу. Эти великие души других религий будут поклоняться ему и выберут его своим духовным вождем и иерархом. Его будут называть Принцем мира, потому что он принесет долгожданный мир и покой на землю. В 2002 году он восстановит зороастрийскую династию в Иране. В 2001 году возможен серьезный военный конфликт, но Шах Бехрам Вазаванд не даст ему вылиться в разрушительную войну. Он бросит вызов обоим конфликтующим сторонам и всей военной технике земли в целом, и скажет им: “Ваша наука – это детские игрушки по сравнению со мной”. Они ответят: “Докажи!” Он скажет: “Мне нужно два дня, чтобы показать это”. Они с издевкой заметят: “Возьми хоть два месяца, но покажи, на что ты способен”. Шах Бехрам Вазаванд произнесет такие мощные молитвы, что все люди будут изумлены. Вся техника перестанет действовать в секунду. Во всем мире любые часы остановят свой ход. Все виды оружия выйдут из строя. Машины и поезда будут стоять неподвижно по всей Земле. Спустя 10 дней, он произнесет невероятно сильную Нирангу (молитву), ослабляющую воздействие солнечных лучей на землю, и остановит губительное проникновение вредных излучений через атмосферу Земли. Он выведет из критического состояния “кхастры” (электромагнитные силы) в атмосфере Земли, которые были нарушены полетами различных летательных аппаратов. В связи с недостатком кхастр самолеты больше не будут летать. Не пролив ни единой капли крови, он сделает всех людей с обеих враждующих сторон бессильными и беспомощными. Предсказания говорят, что из европейских правителей только король Бельгии будет активно помогать Шаху Бехраму Вазаванду выполнить его миссию восстановления мира на Земле.

И наступит благодатное время, когда более 10 миллионов зороастрийцев будут спокойно жить в Иране. Шах Бехрам Вазаванд будет управлять силами природы, и определять какие души могут стать Боджиш Зхурумами и посвятит эти души в божественные таинства. Не будет других священников, которые могли бы выполнять эту работу, всем этим он будет заниматься исключительно сам. Иранские зороастрийцы будут приходить к нему целыми толпами и просить стать их правителем.  Шах Бехрам Вазаванд будет примером самоотверженного труда на благо других. Он не позволит сильным угнетать слабых, он будет нетерпим к любого рода несправедливостям. После  2002 года будет продолжено летоисчисление по календарям, описанным в “Яздагарде” времен династии Сасанидов. Но после того как Шах Бехрам Вазаванд станет духовным правителем мира, даже западный григорианский общепринятый ныне календарь будет отменен. Будет установлено новое летоисчисление, начинающиеся с первого года его правления, который будет назван годом Вазаванда, и весь мир затем перейдет на этот новый календарь. Это будет восстановленный календарь Фасми с учетом тех изменений, что произошли с тех пор в природе. Много других провидцев также предсказывало эти события. К примеру, в христианской литературе это описано как “второй приход Христа”, мусульмане говорят о приходе “имама Мехди” в конце этого столетия. Нострадамус также предсказывал его приход.
            Позволю себе некоторые комментарии переведенного текста. Пророчества касались 2001-2002 годов, а когда мы беседовали с парсами было уже начало 2004 года. Я иронично заметила, что третья мировая война пока не началась. Зороастрийцы же свято верили в своего пророка и сказали “подождем-увидим”, он вполне мог ошибиться на 5-10 лет, ведь делал эти пророчества в 1850-1860 годах, а тут и вибрации планеты могли измениться и карма несколько отсрочиться. Но в любом случае, как они заверили меня, все перечисленные события должны случиться до 2012 года. Тогда я стала допытываться их ответа на другой вопрос, коль скоро все должно произойти, то кто же этот знаменитый житель Индии, кто будет принцем мира – Шахом Бехрамом Вазавандом? Ведь он должен стать известен всему миру еще до свершения всех глобальных событий. Большинство собеседников говорило, что он обязательно должен быть зороастрийцем, и пока еще не вышел на сцену, но появится внезапно. Часть же, особенно пожилые парсы, сказали, что сейчас самый известный святой в Индии – это Саи Баба, слава его растет по всей Индии как снежный ком, да и правители других стран у него частые гости. К тому же он обладает сверхнормальными способностями, может материализовывать разные вещи, поэтому затормозить действие всей техники на Земле на 10 дней, для него будет пара пустяков. Что касается Муслима Мауланаса, который захватит власть над Ираном, то здесь все однозначно согласны, что это был Хомени. Вот только фраза: “третья мировая война начнется, когда Россия установит контроль над Ираном”, – мне не дает покоя. Реально ли это?  Что ж, время покажет.

Часть 6. Зороастризм о вегетарианстве.

Три дня конгресса и поездка в зороастрийский колледж пролетели незаметно. Собирая нас в дорогу до Дели, Махрукх очень волновалась, она спрашивала, как у зороастрийцев в России дела с литературой?  Есть ли у нас Авеста и другие священные книги? Мы ее успокоили, что Авеста у нас есть, и даже издано несколько книг на русском о жизни пророка Заратустры, что ее обрадовало и несколько удивило, когда она узнала, что у этих книг русские авторы. У самих парсов в обиходе в основном священные тексты, и книги, описывающие как проводить различные ритуалы. Литература с жизнеописанием Заратустры, выдающихся святых и мобедов практически отсутствует. Большое восхищение у парсов вызывало наше желание найти 2 книги зороастрийского мистика, жившего в Бомбее в 30-х годах, ссылки на его работы были даны в книге Терапиано “Маздеизм: современные последователи Заратустры”. Все у кого мы спрашивали про эти книги, разводили руками, говорили, что что-то слышали об авторе, но книг его никогда не читали, и удивлялись, откуда мы знаем про такие тонкости зороастрийской метафизики. На прощание Махрукх подарила нам 3 книги. Одну, она при нас купила в магазине, это новая книга “Эликсир зороастрийских молитв”, издана в Бомбее в 2003 году. Книга неплохая, красочно иллюстрированная, но если честно сказать, больше для новичков, основную информацию, что там приведена мы знаем. Интересная особенность книги, в конце приведена большая таблица, как нередко бывает в наших православных календарях, где описано в каких случаях кому молиться и какую мантру читать. Хотя в православных календарях, все это как-то глобальней, здесь же рассмотрены даже мелкие житейские случаи: и плохое настроение, и если украли деньги из кармана, и если в огороде что-то не родится, и если кожа шелушится. На все предлагается своя молитва. Желающие могут попрактиковать в будущем, вдруг поможет, только сразу предупреждаю, что мантр около сотни выучить придется. Две другие книги написаны серьезными учеными – это “Священные Гаты” и “Религия Заратустры”, совместное издание Бомбей-Тегеран. Интересно, что в книге “Религия Заратустры” есть глава “Три забытые религии”, где описаны митраизм, манихейство, маздакизм. Если читателям “Митры” будет интересно, можно будет перевести эту главу и опубликовать, чтобы сравнить наши взгляды на эти ответвления зороастризма и мнение традиционных парсов. Итак, Махрукх вручила мне эти книги с просьбой передать их в библиотеку зороастрийской общины России. Пока у нас такой централизованной библиотеки не существует, но может стоит подумать о ее создании, собрать где-нибудь в одном месте всю имеющуюся у нас литературу по зороастризму? Тогда любой желающий, сможет сам ее почитать или хотя бы полистать (книги и журналы на фарси).
            Потом, несколько смутившись, Махрукх протянула еще одну тонкую книжечку. Она сказала: “Эту книгу написал мой отец”. Он был юристом, и никогда не думал, что издадут его книгу. В возрасте 50-ти лет, он стал вегетарианцем. И всю оставшуюся жизнь активно пропагандировал идеи вегетарианства среди парсов. В 1956 году он в течение священного месяца Бехмана, когда запрещается убивать животных, публиковал в парсийской газете Бомбея, свои письма-размышления о вегетарианстве. Они нашли большой отклик у читателей зороастрийцев и выдержали больше 10 изданий на языке гуджарати в виде отдельной книги. Впервые на английском они были опубликованы в 2002 году. Вручая мне эту книгу, Махрукх сказала: “Хотя я и мои сестры не стали вегетарианцами, но эта книга произвела большое впечатление на многих зороастрийцев, и я лично знаю нескольких мобедов, которые стали убежденными вегетарианцами после ее прочтения. Может и в России она кому-нибудь пригодится”. Я приободрила ее, сказала, что мы сами почти  вегетарианцы, а ее отец сделал хорошее дело, и мы донесем его мысли до русского читателя.  Исполняя обещание данное Махрукх, привожу краткие выдержки из книги ее отца Сохраба Рустома Бамжи “Размышления в месяц Бехрам: Почему пища должна быть вегетарианской с религиозной точки зрения”. Книга имеет около 60 страниц, состоит из 30 писем к читателям. Думаю, что на традиционного парса-зороастрийца она способна оказать сильное впечатление, в каждом письме разбирается какая-нибудь новая цитата из Гат в защиту животных, приводятся выдержки и из других священных писаний. Я же приведу лишь полный перевод авторского вступления, и краткие выдержки из текста, чтобы показать стиль и манеру автора.

Вступление. Большую часть моей жизни я прожил как невегетарианец. В 1942 во время своей ежедневной молитвы, один пункт из Бехрам  Яшт неожиданно привлек мое внимание. Зороастризм преподает нам, что наша обязанность проявлять сострадание и милосердие к невинным существам, таким как домашние животные и коровы. После того я начал заново читать священные Гаты с этих позиций. В Кхордех Авесте, я нашел в нескольких местах указания, как защищать коров и домашних животных. Под впечатлением от прочитанного, я весь месяц  Бехман  воздерживался от  невегетарианской пищи. Как благословение мне на этот путь, именно в этот месяц я натолкнулся на книгу, написанную последним мобедом из династии Рустомжи почти 125 лет назад. Именно эта книга подвигла меня на исследование Бхагават Гиты, Упанишад, Корана  и Библии. К  своему удивлению  я нашел, что никакая религия не направляет  нас  есть мясо и брать жизни невинных животных, поедая их плоть. Напротив, некоторые религии запрещают  употребление определенных видов мяса (к примеру, свинины) и все религии открыто говорят,  что невинные птицы и животные должны быть защищены. Почему же только традиционные индуисты  живут по принципам вегетарианства? А парсы,  христиане, мусульмане, как и часть современных индуистских общин не следуют вегетарианству? Таким образом, я пришел к выводу, что  люди не действуют согласно принципам их собственной религии. С тех пор я стал вегетарианцем.

В 1954 году я слег с тяжелым заболеванием, практически не было надежды на выздоровление. Однако я выжил и смог восстановить здоровье.  Доктор, под чьим наблюдением я находился, после моего выздоровления сказал, что он видит только одну причину, почему моя жизнь была спасена. Я – вегетарианец, поэтому  мое тело было до некоторой степени  очищено от шлаков и таким образом защищено.
          Моя жизнь складывалась так, что я постоянно чувствовал, что высшие силы вовремя направили меня на путь вегетарианства, и что я должен поделиться своими мыслями по этому вопросу с другими. Ведь как говорится в Ясне (Га.35) “Знание, которое ты смог получить, бессмысленно и бесполезно, если нельзя поделиться им с другими”.  С этой целью я обратился к редактору парсийской газеты Джам-э-Джамшед  Сету Мерзбану, я попросил его разрешения в течение всего месяца Бехмана 1956 года каждый день публиковать мои небольшие письма-размышления по вегетарианству. Этот добрый человек сразу согласился, и 30 моих писем были изданы. Они были высоко оценены как вегетарианцами, так и невегетарианцами. После мои друзья издали  эти письма в виде отдельной книги.

Мы обращаемся к Ахура Мазде, создателю обоих миров. Все трудности исчезают при повторении его благоприятных имен. Эти мощные имена дают сияние в глазах, с ними  можно понять различие между хорошим и злым. Отказываясь от ложных путей, человек может найти истинный путь.  Лучший подарок человеку, что дал Господь – это возможность думать. Сила мысли может сделать жизнь человека преуспевающей или полностью уничтожить ее. Второй подарок от Бога человеку  –  это речь. Поэтому обязанность человеческих созданий, которые обладают мощью думать и говорить, милостиво относиться к существам, не обладающим этими двумя большими подарками и защищать их. Те животные, которые являются нашим младшими братьями, обеспечивая людей питательными продуктами типа молока, творога, масла, нуждаются в более уважительном отношении. Персидская пословица гласит: ”Человек лучше, чем животное, потому что он может говорить, но если человек не использует свою мудрость, то животное лучше его”.
          Обратимся к Ясне (Га.35, п.4) “Те, кто изучает религии, и кто не делает этого, могущественные и бессильные, милосердием своим  и лучшими делами даруйте счастье и пищу животным”.  Дорогие читатели, вышеупомянутые слова – от священной Авесты. Животные, указанные там, это не только коровы и буйволы, но также козы и овцы. Как же мы можем называться Заратушти, если поедаем плоть этих существ?
Английский поэт Колеридж написал:

Забыли! Забыли! Но я вам напомню,

 Вам, подобно свадебным гостям,

Поедающим на пиру плоть других существ.

Молитва – хорошо, любовь ко всем – хорошо,

Но, человек,  птица и животное – едины!

 Кто сказал, что человек лучше всех?

Для дорогого Бога, кто любит всех нас,

Кто сотворил всех нас и оживил своей любовью,

Поверьте, нет деления на великих и малых,

Пред ним равны все!

Итак, дорогой читатель! Подумайте, когда Бог создавал каждого, разве он мог дать право убивать тех, которых Он создавал? В священной книге индусов “Шанти Парва” это описано так: "Человек больше всего боится смерти и дрожит  за собственную жизнь.  Пусть с таким же трепетом он охраняет жизни невинных животных. Если шип от дерева бабул уколет вас, сколько боли вы будете чувствовать! Подумайте, во сколько раз велики страдания  невинных, бессловесных животных, которых режут ножом! Тот, кто спасает животных от того, чтобы быть убитыми, пожинает награду в  нескольких следующих жизнях”.

Если Вы – зороастриец, я  обращаю ваше внимание на следующее. В Ясне (Га.10, 12 и 28) приводятся слова из Ахунаваити Гаты и слова самого Святого Пророка Заратуштры: "Говорите только хорошее о госпандс (домашних животных), желайте им добра (заботьтесь о них и содержите их здоровыми), давайте им пищу, защищайте их от холода и высокой температуры. В благодарность они дадут вам молоко. Защищайте их от воров и жестоких людей, делайте их счастливыми своими благородными мыслями …" Священная Авеста в ясных словах обязывает нас защищать невинных животных. Зачем должны мы брать их жизнь и потреблять их мясо? Согласно Зороастризму, плоть мертвых людей и животных нечиста. Если вы просто прикоснулись к трупу, то немедленно должны принять ванну.  Подумайте, как же тогда вы можете готовить на своей кухне какое-то блюдо из этой нечистой плоти, а потом, о ужас,  глотать его и отправлять в собственный организм? Подумайте, дорогой зороастриец, какой страшный грех осквернения собственного тела вы при этом совершаете! Ведь эта пища нечиста, и будет ли она способствовать саганна каам (накоплению благих дел) в вашей жизни?
          Несколько раз в год (особенно в конце года) вы совершаете патет пашемани (покаяние). Вы просите прощения у своих друзей и родственников. Когда вы читаете молитву Пейтт Пашемани Кардо, то перечисляете 8 типов греха. Ваше покаяние всегда начинается со слов: "Каждый тип греха, что я, возможно, совершил против Бехмана Амешаспента, коровы, буйвола и домашних животных (госпандс), я рассказываю и раскаиваюсь". Теперь подумайте, дорогой Заратушти! Произнося эти фразы, осознаете ли вы, что идете по неверному пути и раскаиваетесь ли? Текст этой молитвы написал дастур Адербад Мареспанд во времена Сассанидов. Современные теологи зороастризма спорят: ели ли дастуры мясо во времена Сассанидов? Сам текст этой молитвы показывает, что набожные люди того времена полагали, что невинным животным нельзя вредить. 

Много мудрости содержат и народные предания. Рассмотрим две персидские поэмы. У первой древней легенды сюжет такой: “Человек шел по лесу и увидел умирающую собаку, в теле ее оставалось мало жизни. Человек приспособил свою кепку как ковш, привязал к ней пояс кушти как веревку и, таким образом, смог достать воду из колодца, чтоб напоить измученную жаждой собаку. Посланник Ахура Мазды явился к мужчине с благой вестью. Бог прощает ему все грехи, потому что он проявил милосердие к бессловесному животному”. Таким образом, легенда призывает пожертвовать даже атрибутом веры – священным поясом для спасения жизни животного! Дорогой читатель, для ублажения своего вкуса и заполнения живота,  вы,  не задумываясь, берете  жизни невинных животных,  подумайте, смогли ли вы пожертвовать ради животного своим  кушти? Пожалуйста, в праздничный день постарайтесь ограничиться малым и не быть причиной  пролития  крови бедного животного. Ведь Господь дал вам такое разнообразие овощей, фруктов, злаков и молока для пропитания. Если кто-то из членов семьи Заратушти умирает, вы ведь придерживаетесь пахреджи – вегетарианской диеты в течение 4 дней после его смерти.
            Другая поэма, это слова персидского мистика-нищего: "Если вы хотите, чтобы ваши желания услышал Бог, и вы были облагодетельствованы Его благословениями, тогда не делайте ваш живот могилой для птиц и животных. Воздержитесь от потребления плоти, и ищите путь к Богу, тогда независимо от того, что вы говорите, вы будете приняты в суде Бога, вы получите эффект присутствия ангела и достигнете истинного познания. Я всегда помню слова моего Учителя  – если вы решили идти к Господу –  не вредите никому из живых существ".

Вспомним священные слова нашего дорогого пророка Ашо Спитамы Заратуштры, как дано в Гата Аханавад Ясна (Га. 32, п. 12): "Те, кто неправильным советом отвращает людей от хороших дел, те, кто вырезает коров и животных для своего удовольствия, те, кто отклонился от справедливости и выбрал богатство, полученное обманом. Те, кто не принимает руководства религии Заратуштры и любит власть, эти  лжецы творят зло против Ахура Мазды". В Виштаспа Наск (п.6) сказано: "Возьмите храбрость, и посвятите вашу жизнь заботе о животных, созданных Ахура  Маздой, так вы будете процветать на правильном пути  и обретете дорогу к небесам".

В священной книге индусов Шримад Бхагаватам говорится “Домашние животные, олени, верблюды, рыбы, птицы – всех их нужно рассматривать как наших детей. Нет никакого различия между жизнью этих животных и ваших детей. Так, если Вы захотели полакомиться их плотью, лучше убейте ваших детей. Вы не должны губить этих невинных животных".

Статья опубликована в зороастрийском журнале “Митра” (СПБ) №7 (2004), №8 (2005)

 



Hosted by uCoz