Почему мы поехали в Чебоксары?
Sofiya

ЭТО ИНТЕРЕСНО


ПОЧЕМУ МЫ ПОЕХАЛИ В ЧЕБОКСАРЫ?

Надежда Хроменкова (Кемерово).       

  

Чебоксары – старинный волжский город.

Конец июля – лето в разгаре, особенно лето 2012 года. Мы живём в Сибири, но в этом году полное ощущение, что в южных широтах. Поэтому мысль погреться на солнышке где-нибудь на морском побережье, как-то не сильно нас с Алексеем привлекала, и маршрут летнего путешествия был проложен не к югу, а в район средней Волги, в столицу Чувашской республики, город Чебоксары.

Почему вы едете в Чебоксары? – этот вопрос нам задавали не однажды, поэтому я и решила написать о нашем небольшом путешествии, ответив сразу на все вопросы, даже и не заданные.

Во-первых, в Чебоксарах живут наши друзья. И как замечательно приезжать туда, где тебя ждут и искренне рады тебе. А нас встретили с таким гостеприимством и радушием – не передать словами! Но что удивляться, ведь друзья наши – люди сердечные, и дружба наша давняя. Мы познакомились в 1999 году в Москве на конференции «В круге Света», впервые собравшей из разных городов России, Украины и Казахстана читателей книг, которые коротко можно охарактеризовать как «Книги, несущие Свет». К тому времени мы с Алексеем уже были лично знакомы с автором так полюбившихся нам книг – Зиновьей Васильевной Душковой, а вот с таким числом единомышленников (а их собралось около двухсот) встретились впервые. И это было такое счастье – мы не одни во Вселенной, чьё сердце так жаждет теплоты, Света, Любви!

Номер в общежитии, где нас разместили организаторы конференции, был двухкомнатным. В одной комнате поселили нас с Алексеем, а в другой, как раз, группу женщин из города Чебоксары. Вечером за чаем они с огромной любовью и гордостью стали говорить нам о Зиновье Васильевне как о своей, можно сказать, национальной Святыне! «Да нет же, – возражали мы, – причём тут Чувашия, она родилась на юге Молдавии, ведь мы слышали из её уст рассказ о счастливых годах раннего детства в Молдавии». Истина, как всегда, оказалась посередине. Но нам понадобилось некоторое время, чтобы разобраться в этом.

В 2001 году состоялся фестиваль культуры в г. Чебоксары. В числе его организаторов были всё те же прекрасные женщины, которых мы впервые увидели в Москве. И первые впечатления от чувашской столицы – удивительные, по- матерински нежные и ласковые токи, исходящие то ли от широкой реки Волги, то ли от самой чебоксарской земли, утопающей в зелени парков и садов. Нигде мы не ели ещё таких вкусных и дешёвых пирожков, как в Чебоксарах, не ощущали такой заботливой внимательности от местных жителей. В общем, впечатления души и тела запечатлелись на клеточном уровне, призывая непременно побывать здесь ещё.

Над городом крылья простёрла Любовь.

Специально не планируя, мы приехали в Чебоксары в день рождения гостеприимной хозяйки принявшего нас дома, Татьяны Анисимовны Асламас. И в этом увиделся ещё один добрый знак нашего путешествия. Татьяна – дочь известного чувашского композитора Анисима Васильевича Асламаса. Она музыкант второго поколения их династической музыкальной семьи. Но наряду с музыкой, Татьяна Асламас ведёт большую культурно-просветительскую работу. За двенадцать лет общественной работы её знают работники почти всех музеев и выставочных залов Чувашии. Только за один 2011 год благодаря её энтузиазму и её сподвижниц в городах, деревнях  и районных центрах Чувашии проведено 16 различных художественных и фотовыставок и множество других общественных мероприятий. А мы знаем, какой это огромный труд. И всё это дело рук и души нескольких прекрасных женщин! Просто приехать и поблагодарить их – это ли не причина приезда в Чебоксары?

Нас познакомили книги, которые стали частью нашей жизни, а значит, частью её стала и сама автор Зиновья Васильевна Душкова, благодаря которой мы обрели новый смысл своего существования. Поэтому нам дорого всё, что связано с её жизнью и творчеством. Мы гуляли по Чебоксарам –  городу, где прошла часть её детства и юности, и не переставали удивляться. Город своим внешним и, думаю, внутренним преображением как будто тоже благодарил за огромный труд эту маленькую отважную женщину, стараясь хоть как то компенсировать ту суровую долю, что пришлось испытать ей, живя на чувашской земле. Теперь рядом с тем местом, где когда-то стоял дом, в котором она жила, рукотворно создан красивейший волжский залив. Над заливом возвышается величественный монумент – Мать простирает над городом руки, благословляя детей своих на жизнь в мире и любви. На монументе так и написано на чувашском и русском языках – «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». И мы знаем историю происхождения этой надписи – эти слова были взяты из стихотворения Зиновьи Васильевны, написанного специально по этому случаю.

 

Монумент Матери.

У подножия монумента Матери.

На заливе.

Вокруг сады, зелёные  газоны, цветники и всё это оживляется двумя ансамблями высоченных фонтанов, бьющих прямо с глади залива, с великолепной вечерней подсветкой! Они будто олицетворяют неиссякаемый жизненный источник, что забил когда-то на этих берегах и продолжает наполнять эту землю живительной энергией, такой нежной и любящей, какой может одаривать только Мать. Мы не переставали восхищаться – по водной глади залива плыли белоснежные лебеди! Во время фестиваля в 2001 году этого монумента ещё не было, и вот теперь такая красота! Кому пришло в голову, на каком уровне это решалось – так облагородить именно это место?!

И ещё один уникальный монумент совсем недавно появился в Чебоксарах. И он расположился в парке, буквально в 100 метрах от дома Татьяны Асламас. Семь прекрасных женщин, олицетворяющих единый стебель лотоса, воздев руки к небу, держат семилепестковый цветок. На каждом лепестке лотоса начертан символ определённой религии, а внизу, на постаменте, семь надписей, несущих квинтэссенцию мудрости определённой религии и в совокупности олицетворяющих единую божественную истину – Любовь.

Монумент единства всех религий.

Фрагмент монумента единства всех религий.

Стела, символизирующая единство всех религий мира! Да… Эпоха Любви, Эпоха единства и синтеза, и Чувашия, в лице своей столицы – города Чебоксары, впереди планеты всей. Ведь какой ещё город мира так шагает в ногу со временем? А вы спрашиваете, почему мы поехали в Чебоксары.

Фрагмент монумента единства всех религий.

Храм Архангела Михаила 1702 года.

Чебоксары – расположенный на семи холмах (совсем как древний Рим) старинный волжский город. Впервые в летописях он упоминается в 1469 году. Когда-то место, где сейчас находится рукотворный залив, окружали 13 церквей и монастырей. Семь из них сохранились до нашего времени.  Самый древний Свято-Троицкий мужской монастырь основан в 1566 году.
Но нас особенно впечатлил своей живописностью и необыкновенным уютом Спасо-Преображенский женский монастырь, стоящий в глубине Чебоксарского залива на живописной Владимирской горке.  К монастырю вела  широкая, окаймлённая двумя лентами бело-фиолетовых цветов дорожка. Поднимаешься по ней на горку и видишь большой яблоневый сад, а за ним стены храма. Напротив храма, вниз по горке, ярусами расположены дома, где живут монашки. Всё в цветах, чистенько, уютно, так бы и остался пожить здесь. Несмотря на то, что мы пришли поздно, около восьми часов вечера, нас впустили в храм. В храме было несколько чудотворных икон, увешанных рядами украшений, оставленных благодарными посетителями. И мы не только почувствовали, но и убедились воочию, что место это намоленное, благодатное, накоротке имеет связь с миром Высшим, так чутко отзывающемся на моления прихожан.

Спасо-Преображенский женский монастырь 1899 года.

Монахини, работающие в саду, и рады бы были угостить нас яблочками, так заманчиво тяжёлыми гроздьями свисающими с веток деревьев, да нельзя – Яблочный Спас ещё не настал. Но мы всё же ухитрились отыскать в траве несколько упавших за монастырскую ограду яблок, помыли под струёй воды на ближайшей колонке и отведали чебоксарских яблочек монастырских. Затем спустились вниз под горку к святому источнику. А пока шли вдоль монастырской ограды, сфотографировали цепочку крохотных кедриков, посаженных на территории монастыря. Эти саженцы наши драгоценные женщины привезли в Чебоксары из Кемерово, как дар кемеровского фестиваля Культуры, состоявшегося  в нашем городе в 2003 году.

Яблоневый сад.

Кемеровские кедрики в Чебоксарах.

Быть может, кому-то покажется мой рассказ слишком эмоциональным, а эпитеты слишком яркими, но не могу, например, не назвать наших чебоксарских женщин драгоценными. Называют же так какие-то металлы, камни, а здесь – живые люди, красивые, светлые, добросердечные.… И вообще, чувашские женщины, по-моему, уникальны. Небольшого роста, подтянутые, энергичные, с красивым звучным голосом, который просто хочется слушать, о чём бы они ни говорили. Кажется, подай им коня, легко вскачут и в галоп. «Да они все на амазонок похожи!» – высказался как-то Алексей, уже примагниченный красотой чебоксарок.  Каково же было моё удивление, когда я, уже в поезде читая подаренный Атлас «История чувашей. Древняя эпоха», нашла в длинном перечне племён и народов, повлиявших на становление современной чувашской народности, воинствующие женские жреческие колонии в землях Скифии. «Греки называли этих женщин-колдуний амазонками» –  прочла я в Атласе.

А как же без фотосессии?

В сосновом бору на правобережье.

Волжские закаты.

В поезде, по дороге домой, было время почитать и исторический Атлас Чувашии,  и Древние чувашские мифы и сказания. и даже русско-чувашский словарь. И надо отдать чувашам должное, с какой бережностью и гордостью относятся они к своей древней истории, как берегут свой язык, свою самобытность и уникальность. Хотела бы я почитать такой исторический Атлас России, но, кажется, таковых ещё не произведено, и корни наши русские запрятаны ещё глубоко-глубоко. А вот из чувашского Атласа я узнала, что древнее название этого народа – сувары (а можно и субары, субарии). И пришли они на историческую землю аж из самой Северной Месопотамии.

За тысячелетия миграций и переселений, пребывания в составе десятков империй и государств этот народ всё же сумел сохранить себя, когда за это же время исчезли сотни других народов. Культура чувашей – суваров несёт на себе отпечатки культуры Древнего Вавилона и Месопотамии.

Древо Жизни.

Фрагмент стелы в Чебоксарах с расшифровкой символов чувашского орнамента.

В Атласе я нашла сравнительные фотографии орнамента чувашских вышивок и орнамента мозаичных панно Древней Месопотамии, почти идентичных. Чувашский женский национальный костюм почти до мелочей – образец одеяния древней суваро-хурритской богини Шавушки на барельефе, найденном в Северной Месопотамии. И теперь, уже зная, что чувашские орнаменты сплошь наполнены древними шумерскими символами и несут в себе глубокий сокровенный смысл, я с особым почтением буду относиться к подаренным нашими друзьями вышитым салфеткам. Мы ведь и книжку купили в Чебоксарах с расшифровкой узоров чувашского орнамента, когда увидели, как обильно наполнена им архитектура города.

Ну вот, если и невозможно проникнуть вглубь веков и побывать в древнем государстве Субарту далёкой Северной Месопотамии, вы можете вполне приехать в Чебоксары и познакомиться с его современными потомками. И они вам очень понравятся своим обаянием простоты и сердечности, особой чистоты и доброжелательности. К сожалению, уже не могу поделиться с вами теми вкусностями, которыми мы были щедро одарены в дорогу: самыми лучшими чебоксарскими сладостями, домашнего приготовления сыром, вареньем, грибами и в завершение – знаменитым домашним пивом, приготовленным по рецептам Древней Месопотамии!

Думаю, вы тоже уже хотите в Чебоксары.

А вы хотите в Чебоксары?

 

Монумент Матери.

«Благословенны дети мои, живущие в мире и любви!»      

 

 

Слова написаны, и звук уходит в небо,
и покрывает мир земной. И ветер
разносит звуки эти над землёю –
покров благословления: «Мир с тобою!».

София, в мир сошедшая, стирает
непониманья грань и всех благословляет
на мир и на любовь, на мудрость сердца,
что Высшему Огню Любви доверится.

Раскроется, убрав навек забрало,
чтоб Солнце Мира глубины достало
и осветило нежным светом душу,
распахнутую в устремленье – слушать!

Вбирать всем сердцем праведные звуки –
вибрации высокие. Поруки
такой не чувствовали раньше люди.
Теперь София с нами вечно будет!

Так сердце говорит, и разум верит.
Слились в едином устремленье, в вере –
сама Любовь-спасительница рядом!
Протягивает руки своим чадам.

В объятья всех живущих заключает
и каждому зерно Любви вручает.
Бросает взгляд в открывшееся сердце.
В нём для Любви находит свято место.

Любимая, родимая, Святая!
То Матерь матерей мир возвращает
к Истоку Света, встав на перепутье,
чтоб знали направленье к Свету люди.

Пусть каменной Её изображают
и выше высшего с любовью возвышают


 

над городом, и высекают в камне
слова, что говорит нам изваяние.

Что ж, пусть хотя бы так. И это славно!
Наполнить Дух способен даже камень.
Окаменелой формы не чураясь,
пронижет Светом, оживить пытаясь.

И кто-нибудь в минуты вдохновения
у памятника обретёт спасение,
всем сердцем монументу поклоняясь,
со светлой верой и молясь и каясь.

Увидит кто-то, как рука неслышно
на голову опустится, что ищет
благословенья. И вздохнёт смиренно,
почувствовавший то прикосновенье.

Божественная Мать незрима людям,
лишь в сердце ощущение пребудет –
уверенность Присутствия благого.
Лишь сердце может слышать Её слово.

И миг священный той сердечной речи
желает человек увековечить.
и высекает эти звуки в камне,
и воздвигает монумент, чтоб с нами

всегда был рядом  Образ Материнский.
И рост фигуры в камне исполинский
внушает трепет, чувство почитания
и Святости Великой понимание.

Пусть в каждом городе воздвигнут будет Образ!
Пусть в каждом сердце будет слышен Голос!
Отныне так и будет! Сердце знает,
что по земле Живой Она Ступает.

 

 

 



Hosted by uCoz